Логотип слева Логотип справа

Как фотографировать грибы?

Солнце
Солнце
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва, Домодедово · Сообщений: 2010 · С нами с: 2013-11-08
[#26] ·
Спасибо за такой большой труд. Сразу конечно не осилила. Буду читать и перечитывать. Из меня фотограф никакой, но попытаюсь с Вашей помощью хоть чему-то научиться. Еще раз спасибо.

Aex1
Aex1
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 684 · С нами с: 2013-10-26
[#27] ·
Солнце, спасибо, конечно, но здесь, скорее, коллективный опыт обобщен.

Вот еще примеры, как могут рисовать мануальные объективы. Так точно выцелить именно этот цветок, а не другой (за неимением грибов тренируемся на цветах:wink:) с помощью автофокусного объектива будет сложнее. Он обязательно уцепится за что-нибудь ближнее и яркое, а нам ведь хочется во-он тот цветочек (грибок) покрасивее запечатлеть… И в траве это бывает не просто.


Петруччио
Петруччио
безнадежная грибобольная
Откуда: Одинцово · Сообщений: 3724 · С нами с: 2013-10-26
[#28] ·
Aex1, последним постом практически убедил меня купить мыльницу с ручной фокусировкой.

Наа
Наа
Продвинутый пользователь
Сообщений: 339 · С нами с: 2013-10-28
[#29] ·
Ручная фокусировка заявлена у многих мыльниц, вот только реально пользоваться ею мало где удобно.

Петруччио
Петруччио
безнадежная грибобольная
Откуда: Одинцово · Сообщений: 3724 · С нами с: 2013-10-26
[#30] ·
Гм, надо посмотреть, может такая приблуда есть уже?

Aex1
Aex1
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 684 · С нами с: 2013-10-26
[#31] ·
Оля, вот, например, у Sony из списка, а также у Олимпуса такая фишка есть: кольцо (которое вокруг объектива) вращаешь, получаешь ручную наводку на резкость, плюс для удобства происходит мгновенное приближение к объекту, до 14 раз. Вкупе с откидным экраном это позволяет достаточно комфортно фокусироваться вручную, дело только за нашими глазками... Скорее всего и у других продвинутых мыльниц что-то похожее есть. Но как правильно заметил Наа, эта функция может быть ограничена ходом кольца. Основное назначение таких мыльниц, хоть и продвинутых - это именно щелкать на автомате.

Наиболее полноценно ручная фокусировка реализована в беззеркалках с отдельно закрепленным мануальным объективом, там ход кольца фокусировки достаточный. (В зеркалках тоже, конечно, но их не рассматриваем по причине габаритов.) По весу же просьюмерки и беззеркалки сопоставимы, но последним добавляет вес собственно сам объектив, пусть даже и каких-то 250-350 грамм. С другой стороны, и возможностей у такой комбинации (беззеркалка + ручной объектив) больше.

Лучше позже покажу на фотографиях, где у кого что.:)

P.S. Приведенные снимки как раз и сделаны таким сочетанием: Olympus EM-5 + “цветочный” объектив Konica AR 50/F1.7.


Наа
Наа
Продвинутый пользователь
Сообщений: 339 · С нами с: 2013-10-28
[#32] ·
Но как правильно заметил Наа, эта функция может быть ограничена ходом кольца.
Не, я не так писал. На большинстве мыльниц вообще нет кольца для ручной фокусировки, она производится кнопочками или рычажками.

Aex1
Aex1
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 684 · С нами с: 2013-10-26
[#33] ·
Не, я не так писал. На большинстве мыльниц вообще нет кольца для ручной фокусировки, она производится кнопочками или рычажками.

Все правильно, но речь я изначально вел именно о продвинутых мыльницах (просьюмерках), там такая фича есть. А то, что в большинстве современных простых мыльницах ручные настройки, в том числе точный ручной фокус - не более, чем маркетинговый ход - это, по-моему, всем ясно.


Наа
Наа
Продвинутый пользователь
Сообщений: 339 · С нами с: 2013-10-28
[#34] ·
это, по-моему, всем ясно
По моим наблюдениям наши люди инструкций не читают и о ручной фокусировке и прочих тонкостях мало кто вообще знает. Лучше лишний раз поподробнее объяснить.

Aex1
Aex1
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 684 · С нами с: 2013-10-26
[#35] ·
Уточнил: все четыре первых камеры-просьюмерки из моего списка имеют пресловутое кольцо http://gribnoymir.ru/showpost.php?p=30561&postcount=1 Но еще раз попробовал эту опцию в своем Olympus XZ-2 - и в очередной раз убедился, что это все-таки больше рекламный ход: пользоваться ей неудобно, настройки фокуса легко сбиваются и уж ни о каком воздушном боке речи нет. Но однако для Миши Карпова эта функция была одним из главных плюсов, и это объяснимо, при его тяге к полудокументальной фотографии грибов. Если же хотим какой-то художественный рисунок - тогда только связка: камера-тушка (body) и хороший светосильный мануальный объектив.

Наа
Наа
Продвинутый пользователь
Сообщений: 339 · С нами с: 2013-10-28
[#36] ·
Посмотрел Самсунг ЕХ2 из списка. Там нет кольца и чтобы выбрать ручную фокусировку надо нажать 3-4 кнопки и затем кнопками собственно фокусироваться. Похуже и медленней, чем вариант с кольцом на объективе, но ничего для грибов подойдёт, пользоваться можно.

Aex1
Aex1
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 684 · С нами с: 2013-10-26
[#37] ·
Итак, продолжаем тему, в надежде на дожди и похолодание в конце августа, которые 100% обещаны!:cool: Так и представляешь, что новые грибные фотомодели уже ждут встречи с нами! Пока же будем действовать по принципу: лучше один раз увидеть (снимки прошлых лет:wink:).

За 3 года активного увлечения грибным фотографированием у меня накопилось достаточно снимков, глядя на которые, увы, понимаешь: так НЕ стоит фотографировать… И путь им был, по сути, один – в корзину. Но, как видите, получается, что теперь эти кадры послужат хорошим пособием под названием: “Типичные ошибки начинающего фотографа.”:D

Итак, чем может обернуться обманчивая легкость съемки мыльницей с автофокусным объективом? Вот примеры, которые, естественно, никуда в интернет не пошли, потому что… неудобно, скажем так. Конечно, не стоит требовать бритвенной резкости от фотографов-любителей, коими является большинство уважаемых форумчан, но мы же все-таки хотим совершенствовать свои фотонавыки и стремимся как бы к идеалу.

Примеры расфокусировки, т.е. когда гриб не в фокусе, лучше видны при увеличении (клике):

Почему так происходит, как этого избежать? Однозначного ответа я не нашел, но чаще всего это происходило при значительном приближении камеры-мыльницы к грибу, ближе, чем на 30-40 см. Вспомним, в лесу между камерой и грибом, как назло, может возникнуть много помех, как-то: травинки, растения и т.д., поэтому и хочется поднести камеру как можно ближе к объекту съемки. Но почему-то системе автоматической фокусировки такое близкое расстояние не очень нравится и она автоматически:) стремится зафиксироваться на чем-то более дальнем. Приходилось принудительно включать режим “Макро” (у Olympus XZ-2 он называется “Супер-Макро”) и тогда промахов фокуса было значительно меньше.

Иногда достаточно просто поправить камеру, сместить ее на 5-10 см вперед-назад и всё, фокус попадает в нужное место. Но убедиться в этом, опять же, вы сможете только дома, а в лесу на экранчике даже в 3” дюйма мало что разглядишь. По крайней мере, каждый раз перепроверять себя через увеличение снимка на экране – занятие неблагодарное. Поэтому-то со временем и было принято волевое решение о покупке более продвинутой фотокамеры, чтобы сократить процент брака фокуса, но это уже материал для будущих постов.

Т.е. автофокусировка в мыльницах подчас ведет себя совершенно произвольно и дабы подстраховаться, лучше сделать 2-3 дубля при съемке удачного грибного сюжета.

Продолжаем. Пример вариантов с композицией.

На форум ушел последний снимок. А какой оставили бы вы?

Еще пример.

Я оставил тот, что справа: зеленый мох оживляет композицию плюс корни дерева как бы по диагонали. (Диагональ в композиции значит очень много, к слову.)

Очистка от ненужного, чтобы выделить главного героя.

Это простой пример физической очистки объекта съемки от мусора, а про то, как выделять в кадре главное путем очистки его от композиционного мусора, поговорим позже. На самом деле надо стремиться сразу снимать так, чтобы потом было меньше чистить, но это мечты…

Есть примеры и удачных, на мой взгляд, композиций, хотя сейчас я бы снял всё это немного по-другому:

Варианты со светом:

На первом фото солнышко только выглянуло, на втором оно уже ярче. Разница очевидна. Также обратите внимание, как прошедший дождь подчеркнул зеленый цвет травы. А на третьем снимке – оттенил шляпку.

По поводу вспышки. Лучше ею не пользоваться, а уж если в лесу совсем темно, то можно рискнуть, предварительно ослабив ее мощность как минимум на -1, иначе получите обесцвеченные краски. И обратите внимание, как свет вспышки “съел” текстуру грибной ножки.

Если же с собой не было ни вспышки, ни отражателя, ни фонарика и кадр получился однозначно темным, можно попробовать вытянуть светлые участки из темных с помощью известных программ, мне удобнее в данном случае пользоваться ACDSee. Открываем файл в этой программе, идем на вкладку Edit, далее Lighting, далее Light EQ и проводим необходимые манипуляции со столбиками.

Как правило, в темных участках снимка можно много пикселей откопать! Но только в темных, в пересвеченных вы уже мало что найдете.

Продолжение следует.


Aex1
Aex1
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 684 · С нами с: 2013-10-26
[#38] ·
Посмотрел Самсунг ЕХ2 из списка. Там нет кольца и чтобы выбрать ручную фокусировку надо нажать 3-4 кнопки и затем кнопками собственно фокусироваться. Похуже и медленней, чем вариант с кольцом на объективе, но ничего для грибов подойдёт, пользоваться можно.

Наа, среди первых 4 камер из списка Самсунга EX2 нет. Но поправлю себя: такого кольца нет и в Никоне 7800, а рифленое кольцо, которое мне показалось кольцом фокусировки - просто сменная деталь, под ней резьба для присоединения фирменных насадок: макро и т.д.


Александр Крымский
Александр Крымский
Злой фей
Откуда: Королев · Сообщений: 504 · С нами с: 2013-10-27
[#39] ·
Спасибо, информативно. С проблемой я столкнулся на Nikon coolpix p330, не устраняемой балансом белого и играми с резкостью. Синева и несфокусированность на черном в тумане при слабой освещенности на холоде. То ли спешил, то ли тупил. Спасайте.


Наа
Наа
Продвинутый пользователь
Сообщений: 339 · С нами с: 2013-10-28
[#40] ·
Про проблемы с цветопередачей у Р330 приходилось читать и раньше, так что скорее всего тут ничего не сделать, это неприятные особенности аппарата. Тем более в сложных условиях для съёмки—туман и недостаток света. Единственное, что приходит на ум, выставить ББ по белому листу бумаги на месте. Но не факт, что поможет. :) А как снималось? На автомате или в ручных режимах? При получившихся настройках (диафрагма 2,8) и очень близкому расстоянию до объекта съёмки, глубина резко изображаемого пространства будет очень мала, в данном случае около 2-3 мм. Т.е. всё остальное пространство будет в разной степени не резким. Если взять первый снимок, то фокус зацепился за самые ближние, выступающие части гриба, которые и вышли резкими. На последнем в фокусе получился мох между грибами. Чтобы увеличить глубину резкости надо зажимать диафрагму (для этого нужно снимать или в полностью ручном режиме или в режиме приоритета диафрагмы, выставляя её вручную) и выбирать большее расстояние до объекта. Но в условиях плохой освещённости фотоаппарат при зажатой диафрагме будет увеличивать выдержку (нужен будет штатив или хороший упор) и ИСО (что увеличит шумы (зернистость снимка)). А увеличение расстояния от объектива до гриба выливается в маленькое изображение по сравнению с площадью снимка. В общем, нет в жизни счастья. В идеале нужно носить с собой хорошую подсветку.:)

mvkarpov
mvkarpov
Местный поганочник
Откуда: Moscow · Сообщений: 3063 · С нами с: 2013-10-26
[#41] ·
Глубина резкости - тут надо зажимать диафрагму, но тогда нужна длинная выдержка, а значит штатив и таймер. Увод в синий - часто это стандарт и для более продвинутых компактов. Можно попробовать выставить ББ на разные варианты и посмотреть, что будет.

Александр Крымский
Александр Крымский
Злой фей
Откуда: Королев · Сообщений: 504 · С нами с: 2013-10-27
[#42] ·
Можно попробовать выставить ББ на разные варианты и посмотреть, что будет.
В общем, нет в жизни счастья. В идеале нужно носить с собой хорошую подсветку.:)

Понял, спасибо!

Пока ношу с собой мачете и пилу. При виде полицейского по форме в лесу на УАЗике с мачете народ бросает ворованные елки и растворяется. Ну не переодеваться же в гражданку, на обед в лес заезжая.


Своя
Своя
Sanguisorba obtusa
Откуда: Беларусь · Сообщений: 8241 · С нами с: 2013-10-26
[#43] ·
Синева
— Александр Крымский #43909
Гладкая и блестящая поверхность грибов часто отражает синеву неба(воздуха) Вот пример.

Наа
Наа
Продвинутый пользователь
Сообщений: 339 · С нами с: 2013-10-28
[#44] ·
Гладкая и блестящая поверхность грибов часто отражает синеву неба(воздуха) Вот пример.

В данном случае автор пишет о снимках, сделанных в “тумане при слабой освещенности”.


Своя
Своя
Sanguisorba obtusa
Откуда: Беларусь · Сообщений: 8241 · С нами с: 2013-10-26
[#45] ·
Да, я внимательно читала. Про отсветы писала не конкретно на данный случай. Не спорю с тем, что цветА у аппарата нужно настроить.

…какого же цвета блики будут у мокрой эксидии в негустом тумане?.. :)


Варварушка
Варварушка
Рыбо-грибо-зависимая
Откуда: СПб и ЛО · Сообщений: 4253 · С нами с: 2013-12-29
[#46] ·
какого же цвета блики будут у мокрой эксидии в негустом тумане?..
— Своя
Это во многом зависит не только от настроек фотоаппарата, но и от его марки, от свойств объектива и кучи всяческих причин, вплоть до цвета одежды фотомастера. Но, фотошоп ещё никто не отменял. )) Попробую показать, как можно исправить эти фото в нашем любимом "шопе".)))

Варварушка
Варварушка
Рыбо-грибо-зависимая
Откуда: СПб и ЛО · Сообщений: 4253 · С нами с: 2013-12-29
[#47] ·
Один из вариантов обработки ф/ш. Было:

Стало:

[url=“http://savepic.su/4732445.htm”][/url]

Путем микширования каналов, цвето-, свето- и тоновой коррекции уменьшена синева, увеличена резкость изображения. Если делать для печати, то можно сделать ещё чище… Но лучше на фотике “поиграть” с ББ, чтобы потом не сидеть в ф/ш, исправляя огрехи цветопередачи.


Fred
Fred
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 2095 · С нами с: 2015-07-19
[#48] ·
Я 2 года снимаю зеркалкой (кропнутый Canon 600D, фулфрейм оч.сурово стОит) со штативом. Можно долго говорить, что это тяжело и неудобно с собой таскать, но у меня в рюкзаке помимо этого минимум 2 литра воды, поллитра.. нет, не то, что вы подумали, а консервированного супа, хлеб, бутерброды, овощи, зелень, кружка, ложка, котелок. Килограмм 7-8 всё это весит, но как-то я привык. В лесу обычно хожу часов 10, поэтому нужен нормальный горячий обед и чай. Конечно из этих 10 часов часа 2 занимает обеденный привал (а если в хорошей компании, то и все 4), ну и если попадается хорошая поляна грибов, тоже конечно всё с себя снимаю и хожу вокруг. Главное, не потерять это место (пару раз было, искал потом рюкзак с корзиной по полчаса). Недавно приобрёл ещё и объектив f 50mm, его использую для съёмки грибов. Снимаю только в ручном режиме со штатива. Обычно ухожу в недодержку на 1-2 деления, тёмные места потом легко вытягиваются. Диафрагму использую как правило от 4,5 до 11 (в среднем где-то 8-9). Это самое боке (размытый фон) конечно смотрится красиво, но мне почему-то хочется всегда передать и окружающий пейзаж. И ещё. Снимаю в raw-формате. Минусы очевидны: обязательная постобработка и перевод в jpg, на это уходит время. Плюсы не менее очевидны: каждому пикселу в raw-формате отводится больше бит, соответственно гораздо больше возможностей варьировать картинку (чёрные и белые места очень неплохо вытягиваются почти всегда, ну и с ББ легко работать). Использую для этого Adobe Bridge. Особенно это бывает актуально при пейзажной съемке, где, как правило, небо излишне контрастирует с остальным.

Вот, например, 2 фото. Первое переведено в jpg “как есть” и уже после этого подправлена яркость/контрастность. Второе обработано в “Бридже”.

Уменьшаю фотографии стандартно: до размера 1650х1100 (вес получается около 1 мегабайта в среднем). Может кому-то это и много, но у всех, кого я знаю, никаких проблем с открыванием таких фотографий не возникало. Да и мониторы сейчас большие у многих. 1024х720 это прошлый век.))


Aex1
Aex1
Продвинутый пользователь
Откуда: Москва · Сообщений: 684 · С нами с: 2013-10-26
[#49] ·
Коротко дополню по теме, вынесенной в заголовок. Оказалось, что в своих изысканиях я забыл о таком важнейшем параметре для съемки грибов, как "Баланс белого". У меня уже несколько человек спросили, как получаются такие сочные грибы на фото. А вот в первую очередь по причине правильно выставленного баланса белого!

Поясню на примере. Вот фото без обработки, баланс белого - “Авто”, экспокоррекция минус 1/3 (последнее к делу не относится, просто для сведения).

Т.е. камера посчитала правильным именно так выставить баланс белого на автомате, для этих условий съемки. Не знаю, как вам, а мне здесь теплоты не хватает, сочности той же…

Но стоит перевести колесико режимов “Баланса белого” в положение “Облачно” (иконка облака в меню), как тон и краски снимка в сумеречном лесу волшебным образом меняются! Фото ниже почти без обработки.

Снято при балансе белого “Облачно”. Действительно, в лесу, когда мы там гуляем, в основном тенисто, а утром и вечером - сумерки. А указанный режим как раз и предназначен для съемки в облачную погоду или в сумерки. Но дело даже не в том, для чего он там предназначен, а в том, при его использовании, такое впечатление, что зелень становится еще зеленее, а грибочки выглядят еще сочнее.:)

В общем, подытоживая сказанное в разделе “Как снимать?” (речь о компактах), добавим еще один пункт - “Баланс белого”.

1). Переводим колесико режимов съемки в положение “А”.

2). Выставляем диафрагму F2.8 - для размытия фона и F4 - 5.6 - если хотите, чтобы фон максимально был заметен и разборчив.

3). Выбираете композицию, когда за грибочком ничего не стоит, точнее, чтобы фон за ним был максимально отдален.

4). Зумом приближаете грибок (не подносите фотоаппарат к нему, а именно приближаете зумом).

5). Выставляете “Баланс белого” на “Облачно”.

6). Снимаете шедевр!:)

Если все эти настройки сохранить, то не надо будет каждый раз возиться с выставлением параметров. Удачи в поиске!

P.S. Разумеется, кому-то могут больше понравиться краски на первом фото, это его право. Я высказал свое видение.


Варварушка
Варварушка
Рыбо-грибо-зависимая
Откуда: СПб и ЛО · Сообщений: 4253 · С нами с: 2013-12-29
[#50] ·
Переводим колесико режимов съемки в положение "А"
Андрюш, а я всегда в ручном режиме снимаю (М).
Зумом приближаете грибок
С зумом проблема: я для съёмки грибов/ягод использую макрик-сотку. Там только свою ж...пу приближать или отдалять - вот и весь зум... И ещё недостаток: выкашивать много (выстригать) перед объектом съемки приходиться, чтобы ничто не мешало. А когда грибы идут, то там не до этих тонкостей... Вот и приходиться "мыльницу" брать. Дилемма: качество снимка или количество грибов....